Уважаемые выпускники и студенты, предлагаем Вам познакомиться с простыми рекомендациями, которые помогут Вам понять специфику собеседования и успешно пройти эту процедуру!
Итак, Ваша цель при прохождении собеседования – произвести положительное впечатление своими ответами, вопросами и качеством предварительной подготовки. Этим вы продемонстрируете потенциальному работодателю, во-первых, серьезность своих намерений, во-вторых, то, что вы пришли не только выяснить, что смогут предложить вам, но и продумали заранее, чем вы можете быть полезны.
К процедуре собеседования необходимо тщательно подготовиться:
Необходимо:
- собрать информацию о компании, в которой Вы будете проходить собеседование;
- продумать свое поведение и стиль общения в процессе интервью;
- предусмотреть вопросы, которые Вам могут задать на собеседовании;
- продумать свои ответы на стандартные вопросы;
- продумать вопросы, которые можете задавать Вы.
1. Сбор информации о компании, в которой вы будете проходить собеседование
Сведения, которые следует собрать заранее:
- Какую продукцию, или какие услуги предлагает организация?
- Где и кому реализуется продукция?
- Сколько лет существует организация?
- Насколько изменились основные задачи организации со времени ее основания?
- Достаточно ли стабилен состав руководства или начальство часто меняется?
- Является ли организация государственной или частной собственностью?
- Являются ли услуги организации или ее продукция сезонными? Являются ли таковыми условия найма?
- Проводилось ли сокращение штата в последние три года? Почему?
- Входит ли организация в какое-нибудь более крупное объединение?
- Много ли внимания уделяет организации пресса? Почему? Какова оценка: положительная или отрицательная?
- Отличается ли организация консервативным отношением к служащим?
- Какие новые проекты разрабатываются в организации? Базируется ли организация
- только внутри страны или имеет зарубежные отделения и связи с зарубежьем?
- Относится ли организация к растущей отрасли?
- Какие перспективы существуют у отрасли?
Пути получения полезной информации:
- проспекты и рекламные брошюры предприятия;
- информация в СМИ;
- объявления и другая информация в офисе фирмы;
- сотрудники этой организации (можно узнать много полезных вещей, но нужно учитывать субъективность окраски таких рассказов).
2. Важные для подготовки аспекты
- Соберите все необходимые документы, просмотрите их.
- Ложитесь спать несколько раньше обычного.
- Всю одежду подготовьте с вечера. Дамам рекомендуется надевать на собеседование костюм, допускается брючный. Если Вы собираетесь на интервью в строительную организацию или дизайнерскую фирму, можно позволить себе одеться в более свободном стиле. Постарайтесь узнать заранее, принят ли в фирме деловой или более свободный стиль одежды, но в любом случае на интервью лучше одеться более официально. Если появление на работе в джинсах считается в этой фирме в порядке вещей, Вы сможете себе это позволить, когда начнете работать, но на интервью в свитере и джинсах приходить не стоит. Не стоит пользоваться парфюмерией с резким ароматом.
- Распланируйте свое время. Лучше прийти на собеседование на несколько минут раньше. Это позволит Вам сориентироваться в незнакомой обстановке.
3. Рекомендации, касающиеся поведения и стиля общения в процессе интервью
- Если вас не встретил секретарь, постучите в дверь, прежде чем войти.
- Четко представьтесь. Назовите свою фамилию, имя и отчество.
- Присядьте сами только после того, когда сядет интервьюер.
- Улыбайтесь искренне.
- Если Вас кому-либо представят, приложите все усилия, чтобы услышать и запомнить имя этого человека. Для этого найдите повод сразу обратиться к нему по имени и отчеству.
- Избегайте сленга, говорите грамотно.
- Не будьте многословны, формулируйте фразы понятно и четко.
- Избегайте упоминания о личных, семейных и финансовых проблемах.
- Избегайте разговоров о политике, религии, сексе.
- Не браните своего предыдущего начальника, коллег по работе.
- На собеседовании примите удобную позу, старайтесь поддерживать с собеседником контакт глазами.
- Не закидывайте ногу на ногу, не скрещивайте руки, не вертите в ладонях мелкие предметы и не принимайте расслабленную позу.
- Не перебивайте собеседника. Спокойно дожидайтесь свей очереди отвечать.
- На интервью должен лидировать интервьюер, не старайтесь подавить его своими знаниями.
Существуют ответы, которые повторяются миллион раз, например:
- Мне нравится работать с людьми. Даже если это и так, постарайтесь избежать штампов. Например, расскажите о Вашей манере работы с клиентами.
- Будьте готовы отвечать на вопросы «личного» характера; если Вы считаете, что вопрос не вежлив, спросите интервьюирующего, имеет ли вопрос отношение к работе. Если интервьюер поинтересуется зарплатой, на которую Вы рассчитываете, постарайтесь назвать «реальную» цифру, которая соответствует выполняемой Вами работе.
- Если Вам сделали предложение, и очевидно, что Вас устраивает предложенная вакансия, положительный ответ можно дать не сразу. Если у Вас есть желание подумать, не будет невежливо попросить отсрочки на один — два дня для дачи ответа.
4. Если Вам предложат заполнить какие-нибудь формы, лучше взять их с собой и вернуть в кратчайший срок. Работая с ними дома, потренируйтесь на черновике. Помните, что все имеет значение: и грамотность, и помарки, и почерк, и четкость формулировок.
После окончания собеседования поблагодарите за уделенное время.
5. Вопросы, которые Вам могут задать на собеседовании и примерные ответы
- Почему Вы выбрали такую работу (компанию, образование)?
- Приведите серьезные доводы: возможности роста, полезный опыт и т.п.
- Получали ли Вы другие предложения о работе?
- Если получали, прямо скажите об этом: это повысит Ваши шансы. Разумеется, следует добавить, что данная работа Вас интересует больше.
- Проходили ли Вы интервьюирование в других местах?
- Как правило, можно ответить да, но не уточнять, где именно.
- Не помешает ли Ваша личная жизнь работе, связанной с разъездами и ненормированным рабочим днем?
- Реально оцените свои возможности. Если Вы заранее знаете, что не сможете задерживаться после формально обозначенного рабочего времени – лучше не обманывать ни себя, ни работодателя.
- Каковы Ваши сильные стороны?
- Подчеркивайте в первую очередь качества, полезные для данной работы. Подтвердите наличие этих качеств примерами из Вашей жизни в годы учебы или работы.
- Каковы Ваши слабые стороны?
- Этот вопрос следует использовать для повышения Ваших шансов. Лучше всего назвать такой недостаток, который был бы логическим продолжением Ваших же достоинств.
- Почему Вы хотите получить именно эту работу? Почему нам стоит Вас нанять?
- К ответу на этот вопрос следует подготовиться заранее. От Вас ждут подтверждения того, что Вы в курсе дел компании. Отсутствие знаний о компании и отрасли является одной из основных причин отказа в приеме на работу.
- Почему Вы ушли с предыдущей (решили переменить место) работы?
- Не следует говорить о конфликте, даже если он имел место, и обвинять своего бывшего начальника или работодателя. Приведите причину типа: из-за предстоящей реорганизации я не уверен, что могу быть полезен фирме и далее; не могу полностью реализовать свой потенциал; не имею возможности профессионального роста. Если интервьюер знает, что у Вас был конфликт, не вдаваясь в детали, поясните, что это был уникальный случай, связанный с особыми обстоятельствами, и подчеркните все позитивное, что было в предыдущей работе: приобретенный опыт, навыки и т.п.
- Как Вы представляете свое положение через пять (десять) лет?
- Лучше отвечать обтекаемо, например: я хотел бы работать в этой же организации, но на более ответственной работе.
- На какую зарплату Вы рассчитываете?
- Лучше попытаться уклониться от прямого ответа, сказав, что Вы не считаете, что зарплату следует обсуждать в первую очередь. Если интервьюер настаивает, попробуйте все же выяснить у него, сколько фирма предполагает предложить. Если Вы все же вынуждены назвать цифру, называйте чуть выше средней или верхнюю и нижнюю границы ожидаемой суммы.
- Что бы Вы хотели узнать еще?
- Никогда не говорите, что у Вас больше нет вопросов. Можно спросить о содержании Вашей будущей работы, о том, чего ожидает фирма от кандидата на эту должность, почему уволился человек, занимавший эту должность до Вас или уточнить что-то, оставшееся неясным из предшествующей беседы.
- Если Вы получите эту работу, какими будут Ваши первые шаги?
- Вопрос чаще задается претендентам на места менеджеров и административные должности. Следует показать свое знакомство с подобными ситуациями и умение проявлять инициативу. Но не перестарайтесь, проявив готовность не оставить камня на камне. Остерегайтесь также предлагать изменения, если Вы не имели возможности достаточно ознакомиться с состоянием дел.
- Каковы Ваши самые крупные достижения?
- Составьте список своих самых больших достижений за последние 5 лет. Где возможно, приведите цифры, чтобы оценить меру Вашего успеха.
- Каким, по Вашему мнению, должен быть начальник?
- На самом деле у Вас хотят выяснить, склонны ли Вы к конфликтам с начальством. Идеальным ответом будет: Компетентный, сильный лидер, у которого я мог бы учиться, который даст мне шанс испытать собственные силы, будет меня наставлять, а при необходимости задавать взбучку.
6. О чем можете спросить Вы?
В ходе собеседования Вам могут предоставить возможность тоже задавать вопросы. В этом случае уместны будут вопросы:
- Об истории, деятельности компании.
- О месте рассматриваемой должности в структуре организации.
- О режиме работы.
- О длительности испытательного срока.
- О денежном вознаграждении (рекомендуем этот вопрос обсуждать при обсуждении реального интереса к Вашей кандидатуре, а не при предварительном знакомстве).
7. Поведение после собеседования
- Зафиксируйте полученную на собеседовании информацию.
- Через день-два после интервью можно отправить в компанию, где проходили собеседование, благодарственное письмо. Письмо желательно составить так, чтобы оно было кратким и содержало благодарность за уделенное Вам время. Письмо можно рассматривать как деликатное напоминание, что Вы ожидаете решения по итогам собеседования.
- Приходить без приглашения, часто звонить, если Вы об этом не договаривались, не следует.
- Получив телефонный или письменный отказ, можно обратиться с просьбой, рассматривать Вашу кандидатуру в будущем.
- Обязательно проанализируйте всю этапы собеседования, чтобы понять, что явилось причиной отказа.
Основные правила поведения в процессе собеседования
Правило № 1. Будьте пунктуальны. Старайтесь не опаздывать на собеседование. Лучше прийти на несколько минут раньше и подождать. Поэтому желательно заранее разузнать точное месторасположение интересующей компании и рассчитать время на дорогу.
Правило № 2. Соблюдайте деловой стиль в одежде (для большинства случаев – это самый оптимальный вариант). Дамам подойдет легкий макияж, нерезкий запах парфюма, неброские и немногочисленные украшения.
Правило № 3. Принимайте открытую позу (т.е. не нужно скрещивать, соединять руки в «замок», можно свободно положить их на колени либо на стол, нежелательно также скрещивать ноги, принимать позу «нога на ногу»).
Правило № 4. Смотрите открыто. Не отводите взгляд в сторону, смотрите собеседнику в лицо, но не «сверлите» глазами.
Правило № 5. Контролируйте собственные жесты и мимику. При разговоре применяйте умеренную жестикуляцию, не размахивайте сильно руками, не теребите в руках какой-то предмет – это подчеркивает волнение и неуверенность. Не делайте хмурый и слишком серьезный вид, улыбайтесь, но в меру.
Правило № 6. Правильно стройте свою речь. Сообщайте только достоверную информацию, отвечайте на вопросы четко, конкретно, разборчиво, уверенно, убедительно, не говорите очень тихо или громко. Избегайте слов с «не». Никого не критикуйте. Отвечайте по теме, следите за логичностью мысли.
Правило № 7. Не забывайте о правилах хорошего тона. Будьте вежливы на всех этапах собеседования. В начале собеседования поздоровайтесь, представьтесь, в конце – поблагодарите за уделенное время, попрощайтесь.
Дорогие наши выпускники и студенты, желаем успешно пройти собеседование и получить работу своей мечты!